УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ

Анализ и синтез линейных систем базируется на использовании метода пространства состояний. Сущность этого метода заключается в том, что математическая модель исследуемой системы представляется в виде системы дифференциальных уравнений в форме Коши для совокупности переменных, описывающих состояние системы и характеризующих ее поведение в будущем при условии, если известны состояние в исходный момент времени и приложенные к системе воздействия.

Уравнение собственного движения в пространстве состояний. Для получе­ния уравнения собственного движения самолета в пространстве состояний воспользуемся системой уравнений (2.74). Тогда математическую модель можно представить следующим образом:

Подпись: (2.84)x(t) = Ax(t)

[x(t)]T = [ДшДО Да© Ao(t) AV© ДЄ© AH(t) AL(t) х

х Дюх (I) Дюу ©Ар (I) Ду (I) Ay (I) AT (I) Az (t)] . (2.85)

Матрица состояния полного пространственного движения самолета

УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ

А

(2.86)

Элементы матрицы А в общем случае зависят от времени A(t). Тогда уравнение состояния (2.84)-линейная нестационарная модель собственного пространственного движения самолета. Для упрощения последующих ис­следований будем предполагать, что элементы матрицы состояния А есть константы. Тогда уравнение (2.84) будет линейной стационарной моделью собственного пространственного движения самолета.

Решение уравнения (2.84) имеет вид

x(t) = ф(Мо) x(t0), (2.87)

где x(t0)- начальный вектор переменных состояний, определяемый при t0; t0- начальный момент времени.

Переходная матрица состояния полного пространственного движения самолета

Ф (t, t0) = I — A(t — t0) + і A2 (t — t0)2 + … = eA(t-to), (2.88)

где I-единичная матрица.

Ак tk

= Є

Тогда решением однородного уравнения (2.84), описывающего собст­венное движение самолета, является

x(t) = eAt х(0). (2.89)

С учетом стационарности рассматриваемой модели движения самолета выполним преобразование Лапласа для обеих частей уравнения (2.84)

рХ(р)-х(0)=АХ(р), (2.90)

где х(0)~ начальный вектор переменных состояния, определяемый при t = 0. Решение уравнения (2.90) дает

Х(р) = (Р1-А)"1 х(0). (2.91)

Вычислив обратное преобразование Лапласа от обеих частей уравнения (2.91), получим

X(t) = L-1 [(pi — А)-1] х(0), (2.92)

где L1 -оператор обратного преобразования Лапласа.

Таким образом, сравнивая (2.87) и (2.92), приходим к выводу, что переходная матрица состояния

<P(t) = L_1[(pI-А)’1], (2.93)

а ее изображение по Лапласу

Ф(р)= (pi-А);1. (2.94)

Уравнения вынужденного движения в пространстве состояний. Для

получения уравнения вынужденного движения самолета в пространстве состояний воспользуемся уравнениями (2.75)-(2.83). Тогда неоднородная математическая модель может быть представлена следующим образом:

* (I) = Ах (I) + Byuy (I) + BBuB (t). (2.95)

Векторы-столбцы входа по управляющим воздействиям и по внешним возмущениям в полном пространственном движении самолета имеют вид:

[uy(t)]T = [ASB(t) A8x(t) A6y(t) A5p(t), A53(t) A§„(t) ASz(t)] ; (2.96)

[uB(t)]T= [Afx(t)Afy(t) AmZB(t) Actw Mw(t) х

х Afz (I) Дтлв (I) Дтув (I) A0W (1) A£w (t)]. (2.97)

a“*A

a<*A

О

aV.5r

ЛоД

0

О

о

о

аРА

О

о

‘■‘cox, aw

aP> aw
0

0

^.O*

0

0

Матрицы входа по управляющим воздействиям Ву и внешним возмуще­ниям Вв в полном пространственном движении самолета имеют вид:

 

о

о

о

о

о

С

о

а“,А

а<о, А

0

о

о

0

о

 

а, А
аа,6„
О

aV 6,

0

о

о

о

о

о

о

0

о

 

УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ

а“,А

О

О

и

а

0

о

о

о

о

о

0

о

 

ЧА

а«А

О

av. s„

 

УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ
УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ

(2.98)

 

а

 

а

 

УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ
УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ

aa, fz
0

ae, fz

0 am

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

0

о

о

0

о

о

о

о

 

ap, fz

О

0

о

о

о

о

 

(2.99)

 

УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙУРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙУРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТОЯНИЙ

Элементы матриц Ву и Вв будем считать константами, а модель (2.95)-стационарной. Решение уравнения (2.95) можно представить в виде суммы общего решения (собственное движение) и частного решения (вынужденное движение): i

X (t) = Хсоб (t) + хвын (t) = Ф (t) х (0) + I Ф (t — т) Ву uy (т) dt +

о

+ 1 ф (t — т) Вв и* (т) dx. (2.100)

о

Таким образом получены уравнения собственного и вынужденного движения самолета в пространстве состояний.